Мероприятие центра

19 февраля 2020 года в махачкалинском лицее №5 состоялась встреча со старшеклассниками, активными участниками мероприятий ИКПЦ «Диалог», в рамках которого действует Клуб любителей зарубежной литературы. Встречу, тема которой была обозначена как «», провели доценты кафедры русской литературы Ф.А. Абилова и Ф.Х. Исрапова. Для обсуждения были выбраны две пьесы, героями которых являются ученые: «Жизнь Галилея» Бертольта Брехта и «Физики» Фридриха Дюрренматта. В ходе обсуждения проблемы определились серьезные вопросы, ответы на которые найти оказалось непросто:

  1. несет ли ученый ответственность за последствия своих открытий?
  2. наука должна иметь практический, прикладной характер или ограничиться фундаментальными исследованиями?
  3. можно ли заниматься наукой на коммерческой основе или на общественных началах?
  4. какой должна быть роль государства в организации научных исследований и использовании их результатов?

В пьесе Б. Брехта Галилей предстает трагической фигурой. Доказав правоту идей Джордано Бруно о том, что не земля, а солнце находится в центре Вселенной, он поставил под сомнение Священное писание, в котором обосновывалось необходимость труда, терпения, голода, бедности. Народ увидел в открытии Галилея сигнал к перевороту на земле, в общественных отношениях. Но поддавшись своим плотским слабостям, испугавшись пыток, он отрекся от своего учения, изменив тем самым науке, народу, делу своей жизни. Б. Брехт отказывает своему герою в оправдании, поэтому в его пьесе Галилей не произносит легендарную фразу «А все-таки она вертится!».

В окончательной редакции появившись под впечатлением взрывов над японскими городами Хиросима и Нагасаки, пьеса Б. Брехта стала словом предостережения: ученые могут сделать жизнь человека и общества более комфортной и более гуманной, но могут создать мощное оружие, способное уничтожить мир.

С пьесой Б. Брехта перекликается и одновременно полемизирует пьеса швейцарского драматурга Ф. Дюрренматта «Физики», написанная в жанре трагикомедии. Главный герой -ученый Мёбиус, сделавший открытия, в результате которых могут появиться невиданные ранее виды энергия и техника. Опасаясь, что его открытия могут быть использованы против человечества, он считает необходимым отказаться от дальнейшей научной работы и скрывается в сумасшедшем доме. Но эта позиция неучастия не решает проблемы: открытия Мёбиуса становятся собственностью доктора Цанд. Человек оказывается бессильным перед лицом дисгармонического мира и вызывает разные чувства: от сочувственного отношения до иронии.

Наша беседа завершилась в лучших традициях интеллектуальной драмы – открытым финалом. Невозможным оказалось найти однозначные ответы на поставленные вопросы. Значит, разговор не закончился, поиски ответов будут продолжаться.