Диссертации

Подготовленные и защищенные кандидатские и докторские диссертации в данной школе за последние три года:

  1. Дзагоева М.Р. «Институциональные основы налоговой политики субъектов РФ (вопросы теории и практики)» - 2006г.
  2. Абдулгалимов А.М. «Основные направления развития российской налоговой системы в рыночных условиях хозяйствования» – 2009 г.
  3. Гаджиев А.Н. «Бухгалтерская экспертиза отчетности хозяйствующего субъекта» – 2006 г.
  4. Абдурахманова К.М. «Организационно - методические основы формирования системы бюджетирования на промышленных предприятиях» - 2007 г.
  5. Нажмутдинов Т.К. «Управление устойчивым развитием промышленного комплекса региона (на примере Республики Дагестан)» 2007 г.
  6. Иглина Н.А. «Финансовое оздоровление хозяйствующих субъектов судостроительного кластера» - 2008 г.
  7. Гаджиева М.А. «Формирование и реализация региональной налоговой политики» - 2009 г.
  8. Абдуллаева Р.М. «Развитие жилищной сферы в социально-экономической инфраструктуре депрессивного региона (на примере РД)» - 2008 г.
  9. Чораева З.А. «Развитие сельской кредитной кооперации в РД: вопросы теории и основные приоритеты» - 2008 г.
  10. Фаталиева З.А. «Формирование бюджета региона в условиях развития межбюджетных отношений» - 2008 г.
  11. Толчинская М.Н. «Преодоление депрессивности в отсталом регионе на основе активизации инвестиционного процесса (на примере Республики Дагестан» - 2008 г.
  12. Гаврилова Э.Н. «Системы ипотечного кредитования на рынке недвижимости в ростоформирующей экономике России» - 2008 г.

Диссертации

Подготовленные и защищенные кандидатские и докторские диссертации в данной школе за последние три года:

Сулейманов, М.М. «Развитие функциональной модели налогового федерализма в современной России»: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук по специальности 5.2.4 Финансы.

Научный руководитель: д.э.н., профессор кафедры «Финансы и кредит» ДГУ Сомоев Р.Г.

Место защиты: ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова»; Диссовет Д 212.248.XX (24.2.399.03)]. – 29.10.2022 г.

Рабочая гипотеза диссертационной работы Сулейманова М.М. состоит в позиции автора, основанной на том, что построение модели налогового федерализма, ориентированной на повышение налогового потенциала публично-правовых образований, является условием устойчивого развития территорий Российской Федерации. Разграничение налогов между уровнями власти приводит к трансформации экономического пространства на субфедеральном уровне, что обуславливает необходимость исследования налогового федерализма как динамической концепции. Результаты разграничения налогов влияют на динамику налоговой базы, а следовательно, и на социально-экономическое развитие в пространстве и во времени с учётом институциональных особенностей субъектов РФ и муниципальных образований.

Научная новизна проведенного исследования состоит в авторском обосновании концепции развития функциональной модели налогового федерализма, ориентированной на обеспечение действенной системы разграничения полномочий между уровнями публичной власти и направленной на повышение налогового потенциала субъектов РФ и муниципальных образований.

Приращение научного знания представлено следующими результатами:

  1. Развиты теоретические положения относительно экономического содержания и функционального назначения налогового федерализма, состоящие в расширении научного представления о сущности налогового федерализма как установленного законодательством порядка разграничения налоговых полномочий между уровнями публичной власти, обеспечивающей трансформацию экономического пространства и динамику налоговой базы по бюджетной вертикали, позволяющего выполнять каждому уровню власти свои функции и задачи на паритетных началах и направленного на стимулирование роста налогового потенциала территорий. В отличие от существующих подходов, данное понятие предлагается рассматривать как многоаспектную категорию, динамическую концепцию, обусловленную двойственным характером налогов (как источник бюджетных доходов и как инструмент воздействия на социально-экономические процессы).
  2. Выявлены возможности и ограничения методологических подходов к исследованию налогового федерализма в рамках ранних ортодоксальных теорий, теории экономики общественного сектора, классической, неоклассической, кейнсианской, институциональной направлений финансовой науки, что позволило определить ключевые дисфункции российской модели налогового федерализма и обосновать необходимость применения системного подхода с целью уточнения структурных элементов механизма организации федеративных отношений в сфере налогов.
  3. Предложена типология моделей налогового федерализма, основанная на выделении классификационных признаков (степень централизации, способ образования, характер разграничения налоговых полномочий, функциональные особенности, различия в статусе субъектов Федерации), на основе которой с учетом опыта построения налоговых систем федеративного типа установлены их характерные черты, преимущества и недостатки, что позволило определить комплекс мер, направленных на развитие функциональной модели налогового федерализма в России.
  4. Предложена методика оценки модели налогового федерализма, базирующаяся на применении системы показателей, характеризующих социально-экономическое развитие субъектов РФ и финансовые взаимоотношения субъектов РФ с федеральным центром, позволяющая определить степень влияния результатов разграничения налогов по бюджетной вертикали на экономическую динамику и, как следствие, динамику налоговой базы. На основе кластеризации субъектов РФ по предложенным показателям определены коэффициент налогового самообеспечения региона и ключевые показатели, влияющие на формирование функциональной модели налогового федерализма, применение которых позволит получить комплексное представление о существующей дифференциации субъектов РФ в условиях реализуемой в стране бюджетно-налоговой политики.
  5. Конкретизированы на основе SWOT-анализа преимущества и недостатки налоговой децентрализации, что позволило обосновать критерии и факторы, определяющие формирование функциональной модели налогового федерализма, аргументировать вывод о том, что усиление на практике процессов налоговой децентрализации предусматривает не просто увеличение доли налоговых доходов и полномочий в нижестоящие бюджеты бюджетной системы РФ, а предполагает создание институционально-экономических условий и регулятивных механизмов, способствующих росту налогового потенциала территорий.
  6. Обоснован концептуальный подход к реформированию федеративных отношений в сфере налогов, основанный на системе мер, включающей: применение расщепляемых федеральных и региональных налогов, адресную поддержку отдельных субъектов РФ, сокращение встречных финансовых потоков, повышение качества налогового администрирования, развитие экономического потенциала субъектов РФ и муниципальных образований, наделение регионов полномочиями по созданию территорий опережающего развития налогового потенциала, реализация которого позволит повысить степень финансовой автономии территориальных органов власти.