НИЛ физики плазмы

Научный руководитель: доктор физико-математических наук, академик РАО, Омаров Омар Алиевич

Зав. лабораторией: доктор физико-математических наук, профессор Ашурбеков Назир Ашурбекович

Основные направления научных исследований:

• Спектроскопия нестационарной неравновесной плазмы и физика газовых лазеров
  • Газовые лазеры
  • Плазма газового разряда. Импульсные и стационарные объемные разряды повышенного давления
  • Спектроскопия случайно-неоднородных сред

Сотрудники:

• Курбанисмаилов Вали Сулейманович – д.ф.-м.н., проф., с.н.с.
  • Иминов Кади Османович - к.ф.-м.н., доц., с.н.с.
  • Гираев Камал Магомедович – с.н.с.
  • Лахина Марина Александровна – к.ф.-м.н., н.с.
  • Кобзева Виола Сайпуллаевна – к.ф.-м.н., н.с.
  • Рагимханов Гаджимирза Балагланович – к.ф.-м.н., н.с.
  • Гаджиев Махач Хайрудинович – к.ф.-м.н., н.с.
  • Шахсинов Гаджи Шабанович – м.н.с.
  • Рамазанов Атраш Рамазанович – м.н.с.
  • Кобзев Олег Викторович – м.н.с.
  • Юсупова Гульханум Магомедгаевна – м.н.с.
  • Турциев Руслан Гаджиевич – м.н.с.

Текущие научные проекты:

Аналитическая ведомственная целевая программа "Развитие научного потенциала высшей школы"

• Проект РНП 2.1.1.2552 Комплексное экспериментальное и теоретическое исследование оптических и лазерно-индуцированных эффектов в импульсно-периодических высоковольтных наносекундных разрядах плазменно-пучкового типа.

Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009 – 2013 годы»:

• Проект по научно-образовательным центрам НОЦ 2010-1.1-124-014-006: Комплексное экспериментальное и теоретическое исследование оптических свойств плазмы высоковольтных наносекундных разрядов, развивающихся в режиме генерации электронных пучков.
  • Проект под руководством доктора наук НК-38П/17: Комплексное экспериментальное и теоретическое исследование токсического воздействия тяжёлых металлов на спектрально-кинетические, биохимические и морфофункциональные свойства живых объектов и биосред.
  • Проект под руководством кандидата наук НК-105П/1: Комплексное экспериментальное и теоретическое исследование формирования упорядоченных структур в поперечных наносекундных разрядах с щелевым катодом.
  • Проект под руководством молодого кандидата наук НК-182П/7: Исследование эффективности генерации электронных пучков в поперечных высоковольтных наносекундных разрядах с щелевым катодом.

Российский фонд фундаментальных исследований:

• Проект РФФИ 10-02-01022-а Комплексное экспериментальное и теоретическое исследование кинетических и лазерно-индуцированных эффектов в плазме наносекундных электрических разрядах плазменно-пучкового типа.

Основные публикации:

1. Ашурбеков Н.А., Иминов К.О., Омаров О.А., Таибов К.Т. Влияние поперечного магнитного поля на заселенности метастабильных состояний атомов гелия в наносекундном разряде // Известия РАН, сер. физ. 2000. Т. 64. №7. C.1355-1362.
  2. Ашурбеков Н.А., Курбанисмаилов В.С., Омаров О.А., Омарова Н.О. Поляризация состояний атомов гелия на фронте высокоскоростной волны ионизации // Известия РАН, серия физическая. 2000. Т.64. №7. C.1411-1418.
  3. Ашурбеков Н.А., Курбанисмаилов В.С., Омаров О.А., Омарова Н.О. Кинетика возбужденных атомов и оптическое излучение при волновом механизме пробоя инертных газов (обзор) // ТВТ. 2000. Т.38. №5. С.823-839.
  4. Ашурбеков Н.А., Курбанисмаилов В.С., Абдурагимов Э.И. , Омаров О.А. Формирование катодного слоя самостоятельного объемного разряда в гелии.// Изв. вузов. Сев. - Кав. регион. Естеств. науки. 2002. С. 78-83.
  5. Гираев К. М., Ашурбеков Н.А., Кобзев О.В. Оптические исследования биотканей: определение коэффициентов поглощения и рассеяния.// Письма в ЖТФ. 2003. Письма в ЖТФ. 2003. Т. 29. Вып. 21. С. 48-54.
  6. Гираев К.М., Ашурбеков Н.А., Меджидов Р.Т. Стационарная спектроскопия биотканей in vivo: флуоресцентные исследования некоторых патологических состояний.// Оптика и спектроскопия. 2003, Т.95. №5 С.874–879.
  7. Ашурбеков Н.А., Омаров О.А., Омарова Н.О., Погореловская М.А. Роль высокоэнергетичных электронов в установлении режимов релаксации оптического излучения за фронтом высокоскоростной волны ионизации.//Изв. РАН, серия физическая. 2003. Т.67, №9. С. 1237-1240.
  8. Ашурбеков Н.А., Виричуева В.С., Иминов К.О., Омаров О.А. Пространственное распределение параметров плазмы внутри полости катода в поперечном наносекундном разряде с щелевым катодом// Изв. РАН, серия физическая. 2003. Т.67, №9. С. 1307-1311.
  9. Ашурбеков Н.А., Омаров О.А., Омарова Н.О., Погореловская М.А. Оптическое излучение продольного наносекундного разряда в режиме формирования встречных уединенных волн ионизации//Изв. РАН, серия физическая. 2003. Т.67, №9. С. 1250-1253.
  10. Aliverdiev A.A., Ashurbekov N.A. Application of the direct radon transform for processing of a spatiotemporal dependence of spontaneous emission from a nanosecond discharge in long tubes.// Russian Physics Journal. 2004. V.47. №3. P.331-332.
  11. Giraev K.M., Ashurbekov N.A., Medjidov R.T. Fluorescent-spectroscopic research of in vivo tissues’ pathological conditions// Int. J. Modern Phys. B. 2004. V.18. No6. P.899-910.
  12. Giraev K.M., Ashurbekov N.A., Kobsev O.V. Optical spectra of some pathological conditions of stomach tissues// Int. J. Modern Phys. B. 2004, V.19.
  13. Курбанисмаилов В.С., Ашурбеков Н.А., Омаров О.А., Рагимханов Г.Б., Гаджиев М.Х. Импульсный разряд в парогазавых смесях гелия высокого давления.//В Ж. «Прикладная физика». 2004. №3. С.41-46.
  14. Монография с грифом Научного Совета РАН (г.Москва): Омаров О.А., Ашурбеков Н.А., Курбанисмаилов В.С., Омарова Н.О. «Спектроскопия неравновесной нестационарной плазмы высоковольтных наносекундных разрядов». Махачкала. 267 с.
  15. Ашурбеков Н.А., Иминов К.О., Кобзева В.С., Кобзев О.В., Омаров О.А. Роль быстрых электронов в кинетике оптического излучения в плазменно-пучковом разряде с щелевым катодом.//Известия ВУЗов Сев.-Кав. Региона. Естественные науки. №3. 2006. С.16-19.
  16. Giraev K.M., Ashurbekov N.A., Kobsev O.V. Optical spectra of some pathological conditions of stomach tissues. // Int. J. Modern Phys. B. 2006. V.20. P. 25-36.
  17. Ашурбеков Н.А., Иминов К.О., Кобзева В.С., Кобзев О.В. Формирование ускоренных электронов и их влияние на структуру наносекундного разряда с щелевым катодом. //ТВТ. 2007. Т.45. №3. С. 485 – 491.
  18. Ашурбеков Н.А., Иминов К.О., Кобзева В.С., Кобзев О.В. О роли высокоэнергетичных электронов в формировании структуры плазменно-пучкового разряда с щелевым катодом. // Письма в ЖТФ. 2007. Т.33. Вып.12. С.47-54.
  19. Гираев К.М., Ашурбеков Н.А., Омаров О.А. и др. Влияние многократного рассеяния на спектры аутофлуоресценции и квантовый выход патологических состояний живых объектов. // Известия ВУЗов Сев.-Кав. Региона. Естественные науки. 2007. №3. С. 34-41.
  20. Гираев К. М., Ашурбеков Н. А., Меджидов Р.Т. и др. Исследование влияния патологических процессов на диффузно-оптические свойства биообъектов. // Известия ВУЗов Сев.-Кав. Региона. Естественные науки. 2007. №4. С. 28-33.
  21. Ашурбеков Н.А., Иминов К.О., Кобзева В.С., Кобзев О.В. Электрические и оптические характеристики наносекундного разряда с щелевым катодом, ограниченного диэлектрическими стенками. // Письма в ЖТФ. 2008. Т.34. Вып. 1. С. 17 – 25.
  22. Ашурбеков Н.А., Иминов К.О., Таибов К.Т. Роль поверхностных явлений при формировании наносекундных высоковольтных разрядов. // Известия вузов. Сев.-Кав. регион. Естественные науки. 2009. № 2. С. 29 – 31.
  23. Ашурбеков Н.А., Иминов К.О., Кобзева В.С., Кобзев О.В. Режимы формирования оптических свойств наносекундного разряда среднего давления с щелевым катодом в аргоне. // Известия вузов. Физика. Томск. 2009. № 4. C. 89 – 94.
  24. Ашурбеков Н.А., Иминов К.О., Кобзева В.С., Кобзев О.В. Особенности механизмов формирования открытого и ограниченного поперечного наносекундного разряда с щелевым катодом. // ТВТ. 2009. Т. 47. № 3. С. 338 – 343.
  25. Курбанисмаилов В.С., Баирханова М. Г., Гаджиев М. Х., Омаров О. А., Рагимханов Г. Б., Катаа А. Дж. Неустойчивость фронта волны ионизации катодонаправленного стримера в гелии высокого давления. //Прикладная физика. 2009. №5. C.62-66.
  26. Ашурбеков Н.А., Иминов К.О., Кобзева В.С., Кобзев О.В. Поляризация состояний атомов гелия в наносекундном разряде с щелевым катодом. // ТВТ. 2010. Т. 48. № 2. С. 163 – 168.
  27. Курбанисмаилов В.С., Омаров О.А., Рагимханов Г.Б., Гаджиев М.Х., Баирханова М.Г., Катаа А. Дж. Особенности формирования и развития начальных стадий импульсного пробоя в аргоне. //Прикладная физика. 2010. №4.

Контактная информация:

Тел./факс: (8722) 67-58-17