Структура центра

В состав Центра входят следующие подразделения:

- организационно-методическое отделение;

- отделение приема граждан;

- консультативное отделение;

- отделение психолого-педагогической помощи

- отделение экстренной психологической помощи по телефону;

- отделение последипломного обучения

В Центре по согласованию с ДГУ могут открываться иные структурные подразделения, деятельность которых отвечает требованиям Положения.

 Организационно-методическое отделение

Организационно-методическое отделение создается для:

- осуществления социального мониторинга на территории, обслуживаемой Центром;

- составления «социального паспорта» территории, обслуживаемой Центром;

- проведения анализа и прогнозирования социальных процессов на территории, обслуживаемой Центром и выработки предложений по совершенствованию системы социальной защиты населения;

- изучения эффективности деятельности структурных подразделений Центра и внесения предложений по повышению её качества;

- координации деятельности различных социальных и психологических служб в сфере помощи семье, а также незащищенным слоям населения (инвалидам, сиротам, престарелым, больным);

- обеспечения взаимодействия государственных и негосударственных организаций, занимающихся социальными и психологическими проблемами;

- разработки отраслевых программ улучшения жизни населения через различные институты социальной помощи, подготовка научных разработок прикладного характера в области педагогики, психологии, медицины и социологии, методических руководств;

- разработки комплексных  научно – практических программ системы социальной защиты населения и реабилитационных мероприятий для детей с недостатками в физическом и умственном развитии;

- организации выступлений в средствах массовой информации по актуальным психолого–социальным, социально– педагогическим проблемам;

- обобщения и внедрения передовых видов и форм социального обслуживания населения;

- разработки и распространения методических и информационных материалов по актуальным вопросам социальной защиты населения;

- решение вопросов повышения квалификации работников Центра;

- информирования населения, в том числе через средства массовой информации о деятельности Центра.

 Отделение приема граждан

Отделение приема граждан создается для:

- организации приема граждан, выявления потребностей в социальных и психолого-педагогических услугах у семей и детей проживающих на обслуживаемой территории;

- первичного и, при необходимости, последующих приемов граждан в Центре выявления имеющихся у них потребностей в социальных и психолого-педагогических услугах, направления в  соответствующие функциональные подразделения Центра.

Консультативное отделение

Консультативное отделение создается в целях защиты прав и интересов граждан, их адаптации в обществе путем содействия в решении социальных, психологических и юридических вопросов, в связи, с чем оно осуществляет:

- консультирование по вопросам социального обслуживания граждан;

- содействие в решении правовых вопросов, входящих в компетенцию органов социальной защиты населения;

- оказание психологической помощи, в том числе экстренной, по «телефону доверия»;

- консультирование по вопросам профессиональной ориентации, получения образования и трудоустройства.

Обращение граждан в Консультативное отделение может производиться как в открытой, так и в анонимной форме.

Отделение психолого–педагогической помощи

Отделение психолого–педагогической помощи создается с целью:

- повышения психологической устойчивости и формирования психологической культуры граждан, в первую очередь, в сферах межличностного, семейного и родительского общения;

- помощи гражданам в создании в семье атмосферы взаимопонимания и взаимного уважения, благоприятного микроклимата;

- содействия гражданам в преодолении конфликтных ситуаций и иных нарушений супружеских и семейных отношений;

- помощи гражданам, испытывающим трудности в воспитании детей, ознакомления с особенностями психологии детского возраста;

- предотвращения возможного эмоционального и психического кризиса у граждан;

- психологической адаптации граждан к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни.

Отделение психолого-педагогической помощи осуществляет:

- помощь гражданам в воспитании детей, обучении детей и родителей здоровому образу жизни, поддержании психического и физического здоровья, успешном разрешении семейных конфликтов и иных вопросов;

- психологическое обследование личности граждан, анализ поведения, тестирование для определения оптимального варианта психолого-педагогической помощи;

- психологическую коррекцию нарушений общения у детей, искажений в психическом развитии ребенка, неблагоприятных форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения, конфликтных взаимоотношений родителей с детьми и подростками, неадекватных родительских установок воспитания ребенка, нарушений  супружеских отношений;

- диагностику психофизического, интеллектуального и эмоционального развития ребенка, изучение его склонностей и способностей, степени готовности к обучению в школе;

- психологические тренинги по снятию состояний тревожности, нервно-психической напряженности у граждан, преодолению неадекватных форм поведения и другим направлениям;

- организацию деятельности групп взаимоподдержки, создание клубов общения, разработку и проведение циклов бесед, «круглых столов» и т.п.;

- проведение психолого-медико-педагогического обследования, направленного на установление форм и степени социальной дезадаптации;

- разработку индивидуальных и групповых программ специальной реабилитации;

- привлечение к реализации программ социальной реабилитации учреждений органов образования, здравоохранения, внутренних дел, культуры, спорта и т.п. занимающихся коррекционной работой с детьми и подростками;

- разработку рекомендаций и осуществление взаимодействия с семьями дезадаптированных несовершеннолетних  для обеспечения преемственности коррекционно-реабилитационных мероприятий с ними в домашних условиях;

- проведение судебно-психологической и психолого-лингвистической экспертизы.

Отделение экстренной психологической помощи по телефону.

Отделение экстренной психологической помощи по телефону создается с целью снижения психического дискомфорта, уровня агрессии у людей, включая аутоагрессию и суицид, формирования психологической культуры и укрепления психологического здоровья и атмосферы психологической защищенности населения, в том числе детей и подростков.

В связи с этим, отделение экстренной психологической помощи по телефону осуществляет:

- оказание доступной и своевременной психологической помощи по телефону для граждан независимо от их социального статуса и места жительства;

- обеспечение каждому обратившемуся за советом и помощью возможности доверительного диалога;

- помощь абонентам в мобилизации их творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и физических ресурсов для выхода из кризисного состояния;

- расширение у абонентов диапазона социально и личностно приемлемых средств для самостоятельного решения возникших проблем и преодоления имеющихся трудностей, укрепление уверенности в себе

- направление абонентов к иным службам, органам, учреждениям, где их запросы могут быть удовлетворены более полно и квалифицировано, содействие обращениям населения за помощью к профессиональным психологам

Отделение последипломного обучения и переподготовки:

Отделение последипломного обучения и переподготовки создано с целью подготовки специалистов психологов с узконаправленной специализацией на базе высшего профессионального образования и студентов выпускных курсов, а также обеспечения квалифицированными кадрами, способными оказать результативную психологическую поддержку в различных социальных сферах практической деятельности (образование, здравоохранение, социальная защита, юриспруденция и др.).

В связи с этим отделение последипломного обучения и переподготовки выполняет следующие задачи

- последипломная подготовка специалистов по различным направлениям практической психологии силами профессорско-преподавательского состава факультета и посредством привлечения к этой деятельности специалистов (преподавателей, психологов-практиков) из других регионов России:

- формирование готовности к самостоятельной профессиональной организации деятельности, рефлексивной позиции в отношении ее (способности прогнозировать результаты, осуществлять самоанализ, самооценку и самокоррекцию);

- отработка профессиональных умений и навыков в различных профессиональных ситуациях;

-  выявление и анализ "проблемных зон" молодых специалистов; подбор и подготовка кадров кураторов из числа опытных и результативных специалистов психологов;

- оказание научно-методической и практической помощи молодым специалистам психологам образовательных и иных учреждений;

- обеспечение практического психологического сопровождения (супервизии, наставничества) с целью быстрейшей профессиональной адаптации на рабочем месте;

- содействие в повышении квалификации по различным специализациям практической психологии;

- формирование методического пакета психологического инструментария для молодого специалиста - психолога.