Научные проекты, гранты

Научные проекты, гранты, выполненные за последние три года:

  1. По заданию Федерального агентства по образованию заключен договор сроком на 1 год с Институтом национальных проблем образования РАО о проведении научно-исследовательских работ на тему: «Экономические механизмы повышения качества образования как структурного элемента экономической безопасности государства» объемом финансирования 400000 руб.
  2. По заданию Федерального агентства по образованию заключен договор на 2009 год с Институтом национальных проблем образования РАО о проведении научно-исследовательских работ. на тему «Совершенствование системы экономического образования молодежи в депрессивном регионе» объемом финансирования 400 тыс.руб.
  3. Разработка стратегии устойчивого развития электроэнергетического комплекса РД в условиях рыночной экономики (400 тыс. руб)

За последние три года сотрудники  научной школы принимали  участие в подготовке заявок на следующие гранты:

  1. Подача заявки на участие в конкурсе финансируемого Федерального проекта «Новые возможности для каждого», в рамках Национального проекта «Образование» по программе повышения квалификации «Оценка и управление финансовыми рисками в новых экономических условиях» 2020 г. (Алиев Б.Х., Рабаданова Д.А.).
  2. Сулейманов М.М. Заявка на участие в конкурсе грантовых проектов Президента РФ на развитие гражданского общества. Название поданного проекта на конкурс: Повышение налоговой культуры населения как фактор развития гражданского общества и роста налоговых поступлений в бюджетную систему РФ».
  3. Махдиева Ю.М. - заявка  на участие в конкурсе грантов  Главы  Республики Дагестан  в области  науки, техники и инноваций. Наименование проекта «Содействие повышению страховой грамотности населения и развитию рынка страховых услуг Республики Дагестан».
  4. Махдиева Ю.М. - заявка  на участие в Конкурсе «Лучший Лектор». Наименование проекта «Индивидуальное страхование населения в России: современные вызовы и приоритеты».
  5. Сулейманов М.М. Заявка на участие в конкурсе грантовых проектов Главы Республики Дагестан в области экономики. Название поданного проекта на конкурс: «Механизм повышения налогового потенциала и сокращения теневой экономики как основа устойчивого развития Республики Дагестан», 15 сентября 2021.
  6. Сомоев Р.Г. Заявка на участие в конкурсе грантов Главы Республики Дагестан в области образования, науки, техники и инноваций. Название проекта: Учебное пособие по дисциплине «Налоги и налогообложение», 15 сентября 2021.
  7. Ниналалова Ф.И. ЗАЯВКА на участие в конкурсе грантов Главы Республики Дагестан в области науки, техники и инноваций «Исследование финансового механизма повышения качества жизни населения», 15 сентября 2021.
  8. Рабаданова Д.М. Направление гранта – Образование, наука, техника и инновации. Номинация гранта – На осуществление издательских проектов в области образования. Название проекта – Издание учебного пособия «Территориальные финансы», 15 сентября 2021.
  9. Джафарова З.К. Заявка на участие в конкурсе грантов Главы Республики Дагестан  в области образования / на поддержку педагогических проектов образовательных организаций, внедряющих цифровые образовательные технологии. Деловая компьютерная игра-экономист. , 16 сентября 2021
  10. Ибрагимова И.И. Подача заявки на гранты Главы РД и другие финансируемые конкурсы  - «Содействие повышению налоговой культуры и поиск иных путей использования налогового потенциала Республики Дагестан», 15 сентября 2021.

В 2021 году выигран Грант Главы РД в области экономики по теме  «Механизм повышения налогового потенциала и сокращения теневой экономики как основа устойчивого развития Республики Дагестан». Сумма финансирования - 600 тыс. руб. (Сулейманов М.М.).

Отчет о результатах реализации гранта Сулейманова М.М.

Формирование эффективного механизма повышения налогового потенциала региона и сокращение теневой экономики является важнейшей задачей органов власти и управления. В Республике Дагестан ее решение носит сложный характер в силу наличия существенных межтерриториальных различий в уровне социально-экономического развития, природно-климатических условий, национальных и иных особенностей развития муниципальных образований. При всей важности проводимых преобразований современная налоговая политика Дагестана не способствует устранению дисбалансов в социально-экономическом развитии территорий, потому что не создает заинтересованности в развитии собственного финансово-ресурсного потенциала и расширении налогооблагаемой базы. В контексте указанных приоритетов актуализируются проблемы роста налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и сокращения теневой экономики.

В рамках реализации проекта за первое полугодие было запланировано исследование факторов, влияющих на объем налоговых поступлений в бюджет Республики Дагестан. Формирование налогового потенциала субъекта РФ определяется комплексом многообразных факторов. Выявление всего спектра этих факторов представляет собой достаточно сложную задачу. Как правило, рассматривая данную проблему, исследователи выделяют основные группы факторов, используя различные классификационные признаки. По источнику возникновения всю совокупность факторов, воздействующих на налоговый потенциал, разделяют на внешние и внутренние. К внешним относят факторы, которые оказывают влияние на региональный налоговый потенциал через федеральные механизмы воздействия или включают в себя определенные исходные условия развития того или иного региона. Особенность этих факторов состоит в том, что региональные органы власти не могут значительным образом повлиять на изменение этих факторов. Под внутренними понимают такие факторы, которые подвержены влиянию региональных и муниципальных органов власти, чьи усилия должны быть направлены на преимущественное использование таких факторов. Такая классификация имеет, на наш взгляд, существенное научное и практическое значение, поскольку позволяет выделить группы факторов экзогенного влияния, которые не могут быть изменены субъектами РФ, но должны быть учтены при ими при оценке возможностей формирования налогового потенциала, и эндогенные, внутренние факторы, подверженные воздействию субъектов РФ, что во многом определяет перспективы социально-экономического развития регионов.

За истекший период средства, выделенные на финансирование проекта, использованы 103 115,3 руб., в том числе:

  • на приобретение компьютерной техники для работы над проектом в размере 94 070, 30 руб.;
  • на услуги связи (телефон, интернет) 4 150 руб.;
  • расходы на проезд 4 895 руб.

В рамках реализации проекта была организована VIII Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы общества, экономики и права в контексте глобальных вызовов».

Анализ существующих методик оценки налогового потенциала региона свидетельствует о необходимости применения комплексного подхода к использованию оценочной методики. Для оценки уровня налогового потенциала Республики Дагестан планируется провести сравнительный анализ его значения, рассчитанного различными методиками. Результаты оценки показали, что наивысшее значение имеет налоговый потенциал, рассчитанный с учетом теневых составляющих. Это говорит о том, что реальный налоговый потенциал не в полной мере реализован и имеет резервы для развития.

В рамках реализации проекта за второй квартал было запланировано осуществление мероприятий для достижения следующих задач:

  • изучить применяемые в настоящее время подходы к оценке регионального налогового потенциала;
  • проанализировать особенности формирования и оценить налоговый потенциал Республики Дагестан на основе имеющихся резервов роста.

Проведенная оценка структуры налогового потенциала Республики Дагестан за 2018-2021 гг. с учетом налогового разрыва показала, что значительную долю в составе налогового потенциала республики занимает налоговый потенциал по таким налогам, как налог на доходы физических лиц (41,6-43,9%%), налог на имущество организаций (13,1-14,9%%), налог на прибыль организаций (10,0- 12,2%%). Суммарная доля этих потенциалов за изучаемый период составляет от 64,7% до 71,0%. Следовательно, для повышения налогового потенциала Республики Дагестан основные направления деятельности налоговых инспекций должны быть организованы в направлении потенциалов именно этих налогов, таких как налог на доходы физических лиц, на имущество и прибыль организаций.

За истекший период средства, выделенные на финансирование проекта, использованы на:

  • услуги связи (телефон, интернет) –7 000 руб.;
  • проезд 3 200 руб.;
  • проживание 7 800 руб.

Проведена Международная научно-практическая конференция «Развитие современной науки и технологий в условиях трансформационных процессов», в работе которой приняли участие, студенты, магистранты, аспиранты и преподаватели Дагестанского государственного университета.

За последние три года выполнены следующие хоздоговорные работы:

  1. В рамках финансируемого Федерального проекта «Новые возможности для каждого», в рамках Национального проекта «Образование» по программе повышения квалификации «Налоговые аспекты обеспечения экономической безопасности». /Научный рук.: проф. Алиев Б.Х. Исполнители проекта:  Мусаева Х.М., Сомоев Р.Г., Гюльмагомедова Г.А., Казимагомедова З.А., Сулейманов М.М.
  2. Участие в конкурсе финансируемого Федерального проекта «Новые возможности для каждого», в рамках Национального проекта «Образование» по программе повышения квалификации «Оценка и управление финансовыми рисками в новых экономических условиях» / Науч. Руководитель: Алиев Б.Х. Исполнители проекта: Рабаданова Д.А., Филина М.А., Ибрагимова И.И., Сомоев Р.Г., Рябичева О.И., Казимагомедова З.А.
  3. Курсы профессиональной переподготовки «Финансы и кредит», ДГУ (общая сумма 280 тыс.руб.). Амиралиева Д.М., Ниналалова Ф.И.. Выполнение хоздоговорных работ на сумму 100 тыс.руб., в рамках дополнительного образования по программе «Финансы и кредит» . 
  4. Хоздоговор на сумму 50 тыс. руб. на создание научно-издательской продукции «Монография на тему: Проблемы и перспективы развития доходной базы региональных и местных бюджетов» (Сулейманов М.М.).
  5. Хоздоговор на выполнение научно-исследовательской работы по теме «Разработка механизма оптимизации налогообложения» с ИП Овчинников Михаил Артурович, сумма 51500 руб. (Махдиева Ю.М.).